Металлы в производстве электромобилей

Событие 2017 года

В июле 2017 года «Норникель» подписал меморандум с компанией BASF и начал переговоры о проекте увеличения продаж своей продукции для производства аккумуляторных батарей для электромобилей.


Владимир Потанин

Это пробный проект, и в случае успеха мы можем начать производство в промышленных объемах к 2020 году.»

«Наша продукция сейчас по-новому переосмысливается рынками. Палладия требуется все больше. С кобальтом и никелем также закладывается положительная динамика в связи с производством батарей для электромобилей. Поэтому мы стараемся понять, как мы могли бы увеличить акционерную стоимость, адаптируя портфель наших продуктов к нуждам новых индустрий и нового спроса. Мы считаем, что пока ожидания рынка завышены, поэтому не делаем массированных инвестиций, но мы стараемся вести проактивную маркетинговую политику и тонкую настройку наших продуктовых рядов.»

«Мы не венчурная, а промышленная компания, и ответственное решение для нас инвестировать только в успешные технологии.»

Владимир Потанин Президент «Норникеля»

Этот проект позволит «Норникелю» занять свою нишу на перспективном и быстроразвивающемся рынке материалов для перезаряжаемых аккумуляторов. Сотрудничество с BASF отвечает стратегии «Норникеля» по развитию экологически «зеленых» технологий, позволяющей Компании принимать деятельное участие в улучшении глобальной экологической ситуации. Сегодня Компания обеспечивает критически важными металлами производителей автомобильных катализаторов, позволяющих улавливать вредные выбросы двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Расширение поставок металлов для перспективной электромобильной отрасли — еще один шаг на пути к обеспечению устойчивого развития Компании.

Ключевой тренд развития мирового автопрома

Активное развитие электротранспорта, которое будет способствовать увеличению спроса на ключевые металлы, в долгосрочной перспективе не вызывает сомнений. Оценки роста этого рынка, однако, пока сильно варьируются. К 2025 году продажи электроавтомобилей и гибридов прогнозируются на уровне от 2 до 11 млн шт. в год.

Ожидания на 2035 год куда более оптимистичны. По прогнозу компании British Petroleum, количество этих машин в мире вырастет как минимум до 100 млн шт. По данным аналитиков Carbon Tracker Initiative и Имперского колледжа Лондона, электромобили способны занять треть транспортного рынка, а к 2040 году — более половины. И способствовать этому будет, скорее всего, государственная политика многих развитых стран, которая предполагает внедрение различных мер, стимулирующих производство экологичных машин, вплоть до введения запрета на продажи автомобилей с ДВС. Но произойдет это не ранее 2025 года.

Консенсус прогноз продаж электромобилей в долгосрочной перспективе

Позиция «Норникеля»

В краткосрочной перспективе Компания воздержится от инвестиций в крупномасштабное производство металлов для электромобилей, поскольку технология еще развивается, однако она готова пересмотреть свою позицию, если тенденция изменится.

В среднесрочной перспективе, по оценкам Компании, спрос на никель может резко возрасти со стороны производителей аккумуляторных батарей для электромобилей, но произойдет это не ранее 2020 года, когда автомобильная промышленность готова будет переориентироваться на выпуск электромобилей. По прогнозам Компании, к 2025 году спрос на никель на рынке электромобилей может вырасти с текущих 43 тыс. до 420 тыс. тонн, и это в дополнение к спросу со стороны производителей нержавеющей стали, которые исторически являются крупнейшими потребителями никеля. Также в среднесрочной перспективе ключевым трендом электрификации автомобилей, по оценке Компании, будет гибридизация – совмещение ДВС и электрических двигателей. При аналогичном объеме ДВС, удельное применение металлов платиновой группы в гибридах выше, чем в традиционных автомобилях, поэтому мы ожидаем увеличения потребления палладия на 3 млн унций к 2025 году.

в 10 раз до 420 тыс. тонн вырастет к 2025 году спрос на никель на рынке электромобилей
Ежегодный средний прирост выпуска машин по видам силового агрегата в период 2017-2025 гг // млн единиц
Потребления МПГ в автопроме // тонн

Содержание корзины металлов «Норникеля» в легковых автомобилях

Источник: оценка Компании, LMC Automotive, Bloomberg.
Содержание корзины металлов «Норникеля» в легковых автомобилях
1 Не включая дополнительный спрос со стороны инфраструктуры, 1 – 8 кг на зарядное устройство.
2 Ожидаемая доля мирового производства в 2025 г.

По сравнению с бензиновыми и дизельными автомобилями при производстве электромобилей металлов, которые производит «Норникель», используется намного больше. Так, потребность в никеле в них выше в 2–27 раз, меди в 2–4 раза, металлов платиновой группы в 12–17 раз (последнее актуально для электромобилей на топливных ячейках).