Транспортные активы
Транспортно-логистический комплекс
Уникальная география производственных подразделений относительно основных баз снабжения и обеспечения рынков сбыта готовой продукции определяет для «Норникеля» особую значимость транспортной инфраструктуры и грузовой логистики.
Надежная и современная транспортная инфраструктура «Норникеля» обеспечивает решение самых сложных задач грузовой логистики и является основой стабильной работы предприятий.
Транспортно-логистический комплекс Компании включает в себя предприятия основных видов транспорта и транспортно-экспедиционных услуг, которые совместно обеспечивают решение задач грузовой логистики для Компании и ее клиентов.
«Норникель» владеет уникальным арктическим флотом, состоящим из пяти контейнеровозов типа «Норильский никель» и танкера «Енисей» усиленного ледового класса (ARC 7, по классификации PMPC). Технические возможности судов позволяют преодолевать арктические льды толщиной до 1,5 м без сопровождения ледоколов.
Танкер «Енисей» обеспечивает вывоз на экспорт в порты Европы газового конденсата с разрабатываемого Пеляткинского газоконденсатного месторождения, выполняет коммерческие рейсы в других направлениях. Сухогрузный флот Компании обеспечивает круглогодичное сообщение между морскими портами Дудинка, Мурманск, Архангельск, Роттердам и Гамбург, а также выполняет коммерческие рейсы в других направлениях. В 2017 году было выполнено 66 рейсов из Дудинки (в 2016 году — 69 рейсов), в том числе 12 прямых рейсов в порты Европы (в 2016 году — 11).
АО «Норильск Авиа» обслуживает производственную и социальную жизнь Норильского промышленного и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального районов. Компания обеспечивает воздушные перевозки для производственной деятельности предприятий Группы «Норильский никель», срочных санитарных полетов и поисково-спасательных операций, для перевозок пассажиров на местных воздушных линиях.
АО «АК «НордСтар» — это динамично развивающийся авиационный проект, существующий с 17 декабря 2008 года, когда по решению совета директоров ОАО «Авиакомпания «Таймыр» (доля владения ПАО «ГМК «Норильский никель» — 100%) был создан Московский филиал ОАО «Авиакомпания «Таймыр» и вместе с ним торговая марка «Авиакомпания НордСтар».
Парк авиакомпании состоит из 15 воздушных судов (девять Boeing 737-800, один Boeing 737-300 и пять ATR 42-500). Ежегодно АО «АК «НордСтар» подтверждает статус одного из крупнейших перевозчиков не только Сибирского федерального округа, но и России в целом с пассажирооборотом, превышающим 1 млн человек в год. На сегодня география полетов авиакомпании охватывает более 30 городов по всей России и в странах СНГ. Из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов ежегодно выполняются сезонные программы чартерных рейсов.
Перевозки в 2017 году
В отчетном году снижение водного грузооборота порта Дудинка по реке произошло в основном за счет снижения завоза речного песка. В 2018 году перевозки останутся на уровне 2017 года.
Водный грузооборот перегрузочного терминала Компании в Мурманске (Мурманский транспортный филиал) составил 1,1 млн тонн (в 2016 году — 0,9 млн тонн), обработано 162 судна (в 2016 году — 139 судов), в том числе 113 судов на каботажных рейсах (в 2016 году — 91 рейс), 49 судов — на экспортных/импортных рейсах (в 2016 году — 48 рейсов). Причины увеличения водного грузооборота терминала в Мурманске — изменение объемов перевалки сырья и готовой продукции в связи с закрытием Никелевого завода в Заполярном филиале. В 2018 году тенденция на увеличение сохранится.
Перевозка собственным подвижным железнодорожным составом — 526,2 тыс. тонн (в 2016 году — 456,7 тыс. тонн). За отчетный период на терминале было обработано 14,3 тыс. вагонов (в 2016 году — 12,8 тыс. вагонов) и 10,7 тыс. единиц автотранспорта (в 2016 году — 10,9 тыс. единиц). Увеличение перевозок собственным железнодорожным подвижным составом объясняется увеличением объемов файнштейна и, соответственно, обратного грузопотока порожних контейнеров.
В период летней реконструкции аэропортового комплекса в Норильске в 2017 году авиакомпания «НордСтар» успешно справилась с задачей по осуществлению бесперебойного авиационного сообщения для жителей Норильского промышленного района. Четко структурированная и высококвалифицированная работа транспортной авиационной составляющей позволила:
- организовать схему трансферной перевозки пассажиров и багажа;
- реализовать механизм продажи билетов с учетом минимизации антимонопольных, транспортных и социальных рисков;
- разработать методику тарифообразования, обеспечивающую финансовую доступность многоэтапной перевозки с использованием малой авиации.
Рост расходов в 2017 году связан с вложениями в модернизацию аэропорта г. Норильска в рамках Федеральной целевой программы, приобретением портального крана в Заполярном транспортном филиале и оснащением техникой модернизированного терминала в Мурманске, а также с проведением периодических регламентных ремонтов морских судов в Мурманском транспортном филиале и вертолетов в АО «Норильск Авиа».
Развитие транспортно-логистических активов
В 2017 году в Мурманском транспортном филиале завершена реконструкция перегрузочного терминала. Выполнялись работы по капитальному ремонту причала № 1, которые планируется завершить в 2018 году. Начаты работы по строительству и дооборудованию комплекса технических средств безопасности, которые будут продолжены в 2018 году. Приобретена новая погрузочно-разгрузочная техника и грузозахватные приспособления, произведена частичная замена судового оборудования. Запущена в эксплуатацию система управления «Solvo.TOS», оптимизировавшая работу терминала с контейнерами, а также заработала информационная система автоматизации процессов управления ремонтами портового оборудования. В 2018 году усовершенствование ИТ-обеспечения Мурманского транспортного филиала будет продолжено.
В Заполярном транспортном филиале (порт Дудинка) в 2017 году выполнены первый этап восстановительного ремонта причалов № 4 и № 5 и проектно-изыскательские работы по ремонту причала № 3. Завершение восстановительного ремонта, направленного на предотвращение разрушения причальной стенки, планируется завершить в 2018 году. Проведена модернизация пожарного водовода лесобиржи, выполнены работы по созданию интегрированной системы охраны объектов порта. Кроме того, проведены капитальные ремонты двух мобильных кранов Liebherr, капитальный ремонт крановой стрелы мобильного крана, закуплены две крановые стрелы мобильных кранов Liebherr для замены в 2018 году, приобретен ангар для ремонта мобильных кранов.
Наименование расходов | 2016 | 2017 | ||
---|---|---|---|---|
млн долл. США | млрд руб. | млн долл. США | млрд руб. | |
Итого | 34,3 | 2,3 | 46,2 | 2,7 |
Капитальное строительство | 17,9 | 1,2 | 22,2 | 1,3 |
Приобретение оборудования | 10,4 | 0,7 | 15,4 | 0,9 |
Прочие расходы | 6,0 | 0,4 | 8,6 | 0,5 |
Также закуплена автомобильная и погрузочно-разгрузочная техника в количестве 10 единиц.
В 2017 году в АО «ЕРП» продолжились работы по обустройству судостроения в Красноярском судоремонтном центре, по проектированию строительства цехов. Проект начат в 2017 году, реализуется с целью обеспечения Компании собственным речным флотом взамен выбывающего по причине естественного износа, завершение проекта общей стоимостью 3,4–5,1 млн долл. США (0,2–0,3 млрд руб.) прогнозируется в 2019 году. Выполнены работы по монтажу автоматической установки спринклерного водяного пожаротушения в административном здании. Продолжается совершенствование материальной и технической базы подразделений береговой инфраструктуры, реализуются проекты транспортной безопасности и обеспечения безопасности плавания, в том числе выполняется устройство системы охранного видеонаблюдения на судах и внедрение системы контроля расхода топлива.
В 2017 году была продолжена автоматизация логистических процессов транспортных предприятий и подразделений Компании. Красноярский речной порт и Лесосибирский порт отработали первую речную навигацию в Системе автоматизации товарно-транспортной логистики (САТТЛ) в качестве мастер-системы. Несмотря на имевшие место сложности, переход речных портов на регистрацию грузов в САТТЛ улучшил оперативное взаимодействие портов перевалки, перевозчика и конечного заказчика и заложил основу для упорядочения отчетности перевозок грузов по реке. Работа в этом направлении будет продолжена.